Следите за нами: rss twitter vk facebook

Сибай на страницах газеты

© фотоработы Т. Биккулова
фотографии города
Главная » 2008 » Ноябрь » 13 » «Что ты хочешь мне сказать?»

«Что ты хочешь мне сказать?»

Впервые в жизни ваш ребенок выразился внятно, соединив два слова в коротенькое предложение. Не за горой перемены: скоро он обрушит на вас целый поток разнообразных высказываний и, наконец, станет полноправным участником всех разговоров. Как сделать общение с ним не только приятным, но и полезным для его языкового развития?
Совет первый
Для начала попробуйте дополнять и расширять высказывания малыша.
Например, он обратил ваше внимание на мяч: «Мячик». Скажите ему: «Этот мячик круглый» или «Этот мячик красный», «Мячик покатился» и т.п. в зависимости от ситуации. Запомните, что, расширяя высказывания малыша, нужно добавлять не более 1-2 слов, иначе ему будет трудно сконцентрировать внимание. Специалисты утверждают, что дети, матери которых использовали этот простой прием, раньше начинают говорить полными правильными предложениями.
Совет второй
Ясность и законченность нашей речи придают союзы и предлоги, однако обычное произношение часто «съедает» эти маленькие слова и ребенок долго может не слышать их или произносить с ошибками (например, путать «из» и «без»). Постарайтесь в разговоре обратить внимание малыша на эти слова. Произнося союз или предлог, выделите его голосом, а после, например, сделайте «загадочную» паузу: «Алеша сидит НА… стуле» можно даже объяснить значение некоторых предлогов простыми жестами, например, рукой показать «на стул», «под столом» и т.д.
Совет третий
На первых порах ошибки в речи малыша - явление неизбежное. Однако, исправляя их, старайтесь не переусердствовать в своей борьбе за чистоту языка. Не требуйте от ребенка исправляться немедленно, «здесь и сейчас». Во-первых, дети этого возраста славятся упрямством, и вы рискуете в тридцатый раз услышать: «Нет, я брызгнул!» - вместо «брызнул». Во-вторых, что гораздо важнее, ваша категоричность может вызвать у ребенка напряжение и нервозность, чреватые серьезными речевыми нарушениями, например, заиканием. Итак, никогда не требуйте: «А теперь скажи правильно!», довольствуйтесь тем, что малыш услышал, как правильно произносить слово.
Совет четвертый
Когда ребенок очень взволнован или возбужден, его речь может быть сбивчивой, с паузами и перерывами, которые внешне выглядят, как заикание. Специалисты знают, что такое «ложное заикание» бывает практически у всех детей младшего возраста и беспокоиться тут не о чем. Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если родители вместе того, чтобы успокоить сына или дочку и снять напряжение, будут бесцеремонно поторапливать.
Помните, что моменты вынужденных задержек речи - тяжелое испытание для малыша, для не окрепшей еще уверенности в своей способности высказываться. Поэтому слушайте терпеливо и заинтересованно, без какого-либо проявления нетерпения и недовольства и тем более без фраз типа: «Ну, говори!», «И что же было дальше?» Чтобы заполнить паузу, делайте замечания и комментарии, относящиеся к делу. Отлично подойдут для этой цели и вопросы, ведь с их помощью вы можете «положить на язык» ребенку те слова, которые он тщательно пытается подобрать. Спрашивайте, например: «Он был большой, да?», «И все побежали?», «И в той машине был человек?».
Совет пятый
Знаете ли вы, что переход к речи связан для ребенка с переходом к «взрослой» системе запоминания? Эта система сильно отличается от тех способов запоминания, которыми пользуются маленькие дети. Вы поможете малышу быстрее её освоить, если в разговорах с ним будете придерживаться принципа «все по порядку». Вспоминая с ребенком о том, что ему говорилось, что делал, старайтесь выстроить события в их последовательности: что было сначала, что потом, что в конце. Если вы просите малыша что-то сделать, разбейте просьбу на части: «сначала вымой руки, потом сядь за стол и возьми печенье». Не упускайте случая обобщить или классифицировать: «Зайка и мишка - это звери, а ворона и петух - птички».
Совет шестой
Что бы развить память ребенка на слова, используйте так называемые «поручения»: «А сейчас подойди к бабушке и скажи: «Я хочу молока». Постепенно вы можете превратить их в длинные послания: «А сейчас подойди к папе и скажи, что это полотенце нужно повесить сушиться, потому что оно мокрое». Обычно дети относятся к таким «поручениям» с энтузиазмом и стараются повторить слово в слово.
Совет седьмой
А вот как можно учить ребенка в обычном разговоре новым словам и фразам. Сразу же после того, как вы произнесли что-то незнакомое, задайте малышу простой вопрос, чтобы он мог сразу повторить услышанное. Например, вы хотите, чтобы ребенок запомнил оборот «мне кажется». Скажите ему в подходящей ситуации: «Мне кажется, что это яблоко очень кислое. А тебе как кажется?»
Совет восьмой
Никогда не отвлекайте малыша от его занятий и не заставляйте перейти к чему-то другому, не объяснив сначала хорошенько, что ему сейчас нужно будет сделать. Дети живут настоящим, им трудно вообразить себе даже самое близкое будущее, каким бы интересным оно ни представлялось, и поэтому они всегда нуждаются в словесном описании того, что должно произойти. Например, если ребенок занят игрушками, а вы решили отвести его в ванную, сначала опишите ему подробно, что он будет делать: как он приготовит чистую пижаму и снимет одежду, как возьмет с собой уточку и рыбку, как вы позволите ему отвернуть кран, чтобы набрать в ванну воды и т. п. Возможно, что в этом случае дело обойдется без протестов с его стороны.
Совет девятый
Чтобы повысить самооценку малыша и прибавить ему уверенности в себе (качества, немаловажное для языкового развития), обязательно проявляйте интерес к его индивидуальности. Никогда не забывайте отметить его «авторство»: «Вчера ты сказал, что…», «Алеша сказал, что…», «Это Алеша придумал!». Старайтесь больше говорить о чувствах ребенка, его оценках и впечатлениях. Покажите, что вам интересно понять их причины: «Ты потому рассердился, что он взял машину?», «Интересно, почему же тебе не нравятся эти ботинки?» и т.п. Пусть осознание собственного «Я» придет к нему вместе с умением свободно и красиво говорить: и то, и другое поможет ему в жизни и карьере, не так ли?
Олеся ВАНДИНА, 
учитель-логопед детского сада «Айгуль». 


Просмотров: 1208 / Добавлено: sibworker / Дата: 18 Мая 2024
Комментарии 0
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
[ Регистрация | Логин ]