Следите за нами: rss twitter vk facebook

Сибай на страницах газеты

© фотоработы Т. Биккулова
фотографии города
Главная » 2008 » Ноябрь » 24 » Черемховцы

Черемховцы

Черемхово знакомо мне с детства - как только научилась писать, аккуратно выводила адрес на конверте с дедушкиным письмом: «Иркутская область, город Черемхово»… Там жили его родственники. Виделась мне при этом улица, утопающая в черемуховом цвете. По мере взросления рос и мой интерес: почему так далеко уехали родственники, что туда их увлекло. «Не по своей воле оказались они там, - объясняли мне, - их раскулачили и сослали». Так вот внедрялась я в тайны истории нашей страны и судеб родственников. Давно уже нет на белом свете моего дедушки, утрачена связь с Черемхово. Но при каждом упоминании города с представляемым запахом черемухи думаю: «Это ж сколько нашего народа было изгнано туда, почти на край земли, только за то, что любили родную землю, жили на ней в добротных домах, урожаем с ухоженных полей кормили и себя, и уж, точно, значительную часть Оренбургской губернии!»
Учительница истории Фарида Хуснулловна Каипова принесла как-то в редакцию реферат своей ученицы Лейсан Алламуратовой. В самом его названии «Раскулаченные крестьяне Баймакского района в спецпоселении Иркутской области» нечто такое, что привлекает внимание. Нынешние дети живо интересуются настоящей историей нашей многострадальной родины и судьбами людей, оказавшихся в круговороте кровавых событий. Используя работу Лейсан, давайте и мы совершим некий экскурс в прошлое.
Недавно отметили очередной День памяти жертв политических репрессий. Последствия тех лет, как и Великой Отечественной войны, ощущает на себе, без преувеличения, каждая семья. 
Город Черемхово название свое позаимствовал от реки Черемшаны, по берегам которой растет черемуха. Вначале это было село, основанное в 1772 году при почтовой станции на Московском тракте. В 1896 году здесь заложили первую шахту по разработке каменноугольного бассейна. При строительстве Транссибирской магистрали выросло число шахт с рабочими поселками при них. Статус города Черемхово обрело в 1917 году. После провозглашения Сталиным политики ликвидации кулачества как вредного класса рудоуправление Восточной Сибири запросило десятки тысяч человек. И кулаков для оправдания «грехов» перед народом отправляли сюда эшелонами.
Раскулачивания крестьян, проживающих на территории Башкирского Зауралья, были самыми страшными. Не щадили ни стариков, ни малых детей. Среди раскулаченных и отправленных в Сибирь были семьи с 10-12-ю детьми. Например, мулла Ибрагим из Юлука был изгнан с родителями преклонного возраста. Однако в комендатуре Черемхово они услышали: «А стариков-то зачем привезли? Они нам не нужны». Но легко сказать: «Пусть отправляются обратно!» Изнурительная дорога в далекие от дома края вымотала все силы.
Путь в Черемхово был для всех одинаков. Из деревни на подводах везли на железнодорожную станцию Сара, сажали в товарные вагоны. В вагоне двухярусные нары, набитые до отказа взрослыми и детьми. Холод жуткий, нечего есть. Болезни буквально косили людей, умерших сбрасывали во время стоянок поезда в случайные ямы.
В таком эшелоне маленькой девочкой ехала и Александра Васильевна Коваленко. Она рассказывает: «Нас с отцом и матерью девять человек. Нам, как и всем, отвели землянку. Настоящая нора, окон нет, только лаз. Места в ней столько, чтобы только спать. Так зимовали. Потом, когда построили бараки, переселились туда. На семью - одна комната не более 9 квадратных метров. В ней нары, чтобы спать, и больше ничего. Пищу готовили на больших железных плитах, стоящих на улице. Отец стал работать на шахте, заболел и умер вскоре. Мы с матерью вернулись на родину в 1947-м». 
По словам очевидцев, спецпоселок представлял собой небольшой концентрационный лагерь во главе с комендантом. Никто из его жителей без разрешения коменданта не имел права покидать территорию поселка, надлежало ежедневно утром и вечером являться к нему отмечаться.
 Большую трагедию испытала в те годы семья Мухлиса Утябаева. В годы перестройки детям на запрос в Иркутск по делу отца ответили, что в 1931 году он был отправлен на поселение в Сибирь. Жена и дети в списке сосланных не значатся. А ведь и они сполна познали те тяготы. Говорившего по-русски Утябаева назначили старшим по эшелону. В дороге он помогал людям добывать еду, в Черемхове - налаживать быт. Несчастье следует одно за другим. Умерли пятеро детей, вскоре не стало и матери. Мухлис пытается отправить в Башкирию троих оставшихся дочек. Но в 1936-м удается уехать только старшей, Ямиле. И тут вдруг «вспомнили», что Мухлис Утябаев был муллой и служил секретарем кантона у Ахметзаки Валидова. В документах НКВД он назывался членом правительства Валиди. Приговор короток - десять лет тюрьмы. Но пробыл он там три года, освободили досрочно и снова направили в Черемхово. Шла уже война, в 1942-м ему чудом удается отправить в Баймак к родственникам дочь Магруй. А сам Мухлис с младшей Магинур возвратился только в 1947 году. До конца своих дней жил в деревне Тавлыкаево, был уважаемым человеком. Умер в 1970 году в возрасте 84 лет. Магинур Мухлисовна живет в Уфе. Она возглавляет республиканскую ассоциацию жертв политических репрессий. Другая дочь, Магруй Мухлисовна Вагапова, живет в Сибае.
Удивительно, но и вдали от родины люди, крепкие духом от природы, несмотря на непосильный труд и ужасные бытовые условия, сумели выстоять, полюбить тот край, отчасти и преобразить его. Из упомянутой переписки моего дедушки со своей родней из Черемхово я, например, знала, сколько выкармливают поросят и сколько дают молока коровы на подворье. А в огороде растут капустные кочаны в три обхвата и картошка тоже родится, только жаль, арбузы, какие росли на хуторе Ступине, не вырастишь. Люди обживались и в далеком от родных мест краю, женились, растили детей. Кто-то вернулся на родину. А кто-то остался там навсегда.
Школьница Лейсан Алламуратова знакомит нас с сибайцами, у кого в паспорте местом рождения значится город Черемхово Иркутской области. Это Флюра Яхиевна Ибрагимова. Ее отец Яхия Аллагуватов прибыл в Черемхово с родителями, братьями и сестрами из деревни Карышкино. А мама со своими родственниками ехала в Черемхово из Мерясова. Обе семьи оказались в одном спецпоселении. Так молодые люди познакомились и перед самой войной поженились. Родились и выросли у них пятеро детей.
В 1961 году, когда Флюре исполнилось 22 года, она решила поехать в гости к родственникам отца, которые жили в Сибае. Берет с собой подругу, тоже Флюру. Сибайская родня уже не верила, что удастся когда-либо встретиться с черемховцами. И вдруг такая неожиданность. Гостям из Сибири были очень рады и уговорили девушек остаться. Сибай тогда впечатлял размахом строительства, и они остались. Вышли замуж, детки пошли - укоренились. 
Подруга Флюра, в девичестве Акбулатова, стала Кадыровой. Ее отец Суфиян Шарифуллович родом из Юмашева. Ему было 18 лет, когда в 1931-м его с мамой и братьями раскулачили и отправили в Черемхово. Отца же, священнослужителя, арестовали и увезли в Зилаирскую тюрьму годом раньше, что с ним стало, никто не знает до сих пор. Семью мамы Флюры Суфияновны сослали в Черемхово из Кигинского района. Мама с папой поженились незадолго до войны.
Флюра Яхиевна долгие годы до выхода на заслуженный отдых работала на автотранспортном предприятии. Ее родители, сестра и братья с семьями переселились из Черемхово в Сибай в 1974 году. А вот родные Флюры Суфияновны остались в Сибири навсегда.
Так судьба распорядилась, что семьи сосланных кулаков Сариных из Баймурзина и Кагармановых из Идрисова - породнились в Черемхове, поженились их дети, а в 1937-м родилась у них внучка Фаузия. Детство, юность Фаузии - это Черемхово, там она и замуж вышла за Абдуллу Загитовича Ярмухаметова, родители которого тоже были раскулачены и сосланы из деревни Туркменово. В Сибае семья Ярмухаметовых обосновалась с 1954 года. Похоронив мужа, Фаузия Абдульмановна живет с семьей дочери.
 Как вспоминают эти женщины Черемхово? Как ни давили кулаков, но они и там не пропали. Еще до войны славилась ударным трудом артель с символическим названием «Перековка». В годы войны бывшие кулаки и их дети из Черемхово призывались на фронт. Шахтеров оставляли по брони. Черемховская угольная шахта работала без выходных. В 1948-м в Черемхово в трех эшелонах привезли семьи бандеровцев. Их поселили в бараки вместе с раскулаченными, в каждую семью. Как вспоминает Флюра Яхиевна Ибрагимова, это было невыносимо тяжело, продолжалось несколько месяцев, пока не построили новые бараки. Местом ссылки стало Черемхово и для латышских семей, уличенных в связи с фашистами. Их дети охотно играли с кулацкими ребятишками. В 1950-м латыши получили право вернуться на родину, никто не остался, уехали все. А семьи украинцев по окончании срока ссылки в родные края возвращаться не пожелали.
В 1949-м жители Черемхово увидели пленных Японской армии. «Они строили вагонное депо, - вспоминают Ф.Я. Ибрагимова и Ф.С. Кадырова. - Мы подходили к ним, когда рядом не было конвоира, буханку хлеба обменивали на цветные карандаши. Удивительно красивые были те карандаши. А японские солдаты, молодые парни, всякий раз ждали нашего прихода, им интересно было с нами общаться. Года через два-три их отправили домой».
Комендатуру в спецпоселке ликвидировали в 1947-м, и ссыльные получили возможность возвращаться на родину. Процесс возвращения длился вплоть до 80-х годов. Нелегко было оставлять нажитое. Многие обзавелись добротными домами, научились и в тех условиях выращивать сады. Дети и внуки уже поженились. Но родина тянула, хотя и знали, что здесь придется жизнь налаживать с нуля.
По информации из Интернета, дети Черемхова, которых привезли сюда вместе с родителями в эпоху великого раскулачивания и которые сами уже пожилые люди, намерены поставить памятник раскулаченным. Продвигать идею помогают им их дети и внуки, для которых Черемхово - родина.


Людмила ОГЛОБЛИЧЕВА

Просмотров: 1892 / Добавлено: sibworker / Дата: 20 Мая 2024
Комментарии 0
Всего комментариев: 0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
[ Регистрация | Логин ]